Архив Русского центра Амхерст колледж, США
От обыденного до зрелищного—от списков белья до грандиозных произведений искусства-Амхерстский Центр русской культуры освещает почти все аспекты современной русской культуры, уделяя особое внимание эмиграции в XX веке.
История и обзор
Амхерстский Центр русской культуры (ACRC) был основан в 1991 году выпускником Амхерстского колледжа Томасом П. Уитни, выпускником 1937 года, дипломатом, журналистом, переводчиком, автором и коллекционером русских рукописей, редких книг, журналов, газет и произведений искусства на протяжении более 30 лет. Операционные расходы ACRC происходят из первоначального взноса Мистера Уитни и дополняются средствами, пожертвованными щедрыми выпускниками и друзьями Амхерстского колледжа.
С 1998 года Центр располагается на втором этаже Уэбстер-холла, рядом с русским отделением Амхерст-колледжа. Центр включает в себя двухэтажный читальный зал и художественную галерею. Рукописи (и некоторые книги) в основном хранятся в хранилище Центра, расположенном в подвале Вебстер-Холла.
В 2000 году Уитни сделал еще один подарок Амхерстскому колледжу: его обширные владения русским искусством двадцатого века. Предназначенная для присоединения к уже функционирующему ACRC (с его обширной библиотекой книг по этому предмету, а также галереей, построенной для демонстрации некоторой части этих фондов), художественная коллекция курируется и управляется художественным музеем МИД колледжа, где она постоянно размещается.
Миссия и развитие коллекций
Центральным элементом ACRC является коллекция Уитни в основном, но отнюдь не исключительно, эмигрантских русских материалов. Его намерение состояло в том, чтобы ACRC сохранил и документировал русское наследие, содержащееся в этих материалах, а также построил коллекцию в соответствии с его конкретными интересами: русская литература 20-го века (особенно поэзия), история и культура. Последние приобретения были сосредоточены в основном на “третьей и четвертой волнах” русской эмиграции (начиная с 1970 года) и включают в себя больше материалов из России и бывшего Советского Союза, чем ранее было представлено в библиотеке Уитни.
Хотя предполагалось, что сборник послужит богатым источником информации для отечественных и зарубежных ученых в области российских исследований, Уитни помнила о студенческой среде ACRC и надеялась, что в будущей деятельности, включая новые приобретения, будут учтены педагогические потребности колледжа Амхерст и прилегающих к нему четырех высших учебных заведений (Хэмпширский, Маунт-Холиокский и Смитский колледжи, а также UMass-Amherst). Все сборники печатных материалов обрабатываются и предоставляются для усиления миссии ACRC по обслуживанию научных и исследовательских дисциплин—литературы, истории, искусства, политологии и религии—связанных с Россией и бывшим Советским Союзом.
Подарок Уитни
Амхерстский колледж приобрел в 1991 году то, что обычно считалось крупнейшим частным западным холдингом редких русских книг, рукописей, газет и периодических изданий. Также включены гранки камбуза, памятки, фотографии, меню, бумажники, листовки, бортовые журналы, дневники и другие личные вещи всех мыслимых видов. Ранее размещенная в трехэтажном переоборудованном амбаре XIX века в Вашингтоне, штат Коннектикут, коллекция Уитни собиралась почти пятьдесят лет и представляет собой широту и глубину российских культурных достижений в наше время.
В целом материалы, подаренные Уитни, охватывают практически все аспекты современной русской культуры, с особым акцентом на эмиграцию, и могут быть отнесены к любой предметной области гуманитарных наук. Язык, используемый во всей коллекции, по большей части русский; однако представлены также документы, написанные на французском, немецком, испанском, португальском, польском, чешском, словацком, Китайском и английском языках.
Периодические издания
Коллекция периодических изданий включает полные или длинные тиражи советских изданий за текущий год, а также полные или длинные тиражи десятков русских эмигрантских газет и журналов, издававшихся в Европе, Северной Америке, Южной Америке, Азии и Австралии. Многие редкие и уникальные периодические издания и газеты включают в себя полные выпуски двух важнейших журналов русской эмиграции: "Современные записки" (Annales contemporaines, издававшиеся в Париже в 1928-40 годах) и "новый журнал" (The New Review, издавался в Нью-Йорке с 1942 года по настоящее время). Особого внимания заслуживают также такие раритеты, как Парижский еженедельник "Евразия", издававшийся в 1928-29 годах ведущими российскими эмигрантами-интеллектуалами, который существует в коллекции в идеальном состоянии , а также "Жар-птица", "Аполлон", "Мир искусства" и "Золотое руно".
редкие издания
Коллекция редких книг насчитывает около 15 000 книг, представляющих все направления и школы русской творческой деятельности, с особым акцентом на культуру начала XX века. Здесь представлены художественная и художественная литература советского периода, поэзия, проза, искусство и архитектура, а также богатая литература русской эмиграции, в том числе сотни первых изданий, изданных в Праге, Париже, Константинополе, Берлине, Шанхае, Нью-Йорке и других культурных центрах.
Особо следует отметить сборник из почти 1500 книг русской—в основном эмигрантской—поэзии (большинство с автографами или надписями автора), который был собран и продан Дмитрием Тарасенковым, сыном выдающегося русского литературоведа и библиофила. Коллекция включает в себя множество первых изданий, начиная от Сирина (Набоков) к самым последним произведениям писателей-авангардистов “третьей волны”, изданным очень маленькими тиражами. В сочетании с коллекцией русской эмигрантской поэзии Иваска, приобретенной в 1987 году, коллекция Тарасенкова делает Амхерст-колледж одним из крупнейших хранилищ русской эмигрантской поэзии в Соединенных Штатах.
"Жемчужиной в короне" библиотеки Уитни является поистине великолепная коллекция книг русских писателей и художников начала XX века (например, Кандинского, Малевича, Гончаровой, Розановой, Ремизова, Хлебникова и Крученых), чьи творения по замыслу являются одновременно искусством и литературой. Зачастую эти книги, многие из которых были написаны вручную и изданы крошечными тиражами, являются плодом сотрудничества писателей и художников и зачастую содержат потрясающую графику.
В художественном отделе библиотеки (1000 томов) хранится очень редкая Библия начала XVIII века с типографскими украшениями и богатыми гравюрами, а также несколько фолиантов и слоновьих фолиантов значительной ценности. Особенно скудным набором являются портреты великого князя Николая XVIII и XIXe Siecles, изданные в 5 томах между 1905 и 1909 годами, которые первоначально принадлежали русскому художнику и живописцу Александру Бенуа (1870-1960), который карандашом писал практически на каждой странице текста свои комментарии, аннотации и исправления.
Другие разделы библиотеки включают книги о книгах, истории, философии и науках, сцене (содержащие произведения о театре, кино, музыке и танце) и справочнике.
архивы
Третья и, бесспорно, самая захватывающая часть русской коллекции Уитни-это архивы, хранящиеся в 400 банковских ящиках и главным образом связанные с русской литературой. Рукописи часто представляют собой неопубликованные произведения, или варианты опубликованных, или переписку между писателями. В этих категориях находятся документы таких известных людей, как Василий Кандинский, Борис Пильняк, Иван Бунин, Илья Эренбург, Владимир Набоков, Алексей Ремизов, Александр Солженицын, Анна Ахматова, Николай Гумилев и Марина Цветаева.
Особенно яркой особенностью этого собрания является архив рукописей, сочинений и переписки Зинаиды Гиппиус (1869-1945). Этот критик, поэт и мыслитель был одним из самых одаренных русских интеллектуалов и переписывался со многими крупными талантами в эмиграции. Ее архив преподает нам тот же урок, что и вся коллекция о русской эмигрантской общине: каково было быть интенсивно вовлеченным в русскую политику, культуру, литературу и искусство, но одновременно отлученным от них.
Нобелевский лауреат поэт и прозаик Борис Пастернак также широко представлен в сборнике, с рукописными черновиками почти дюжины стихотворений, а также нескольких писем значительной важности. В архивах коллекции хранятся тысячи фотографий и столько же автографов выдающихся, даже знаменитых интеллектуалов в России и за ее пределами, причем не только русских. В этой части сборника содержится практически полный архив вышеупомянутого "нового журнала" (The New Review). Есть десятки ящиков с незапрошенными материалами, а также исправленные и переработанные рукописи сотен русских писателей, которые публиковались в журнале на протяжении большей части его почти 50-летней истории. Кроме того, архив журнала включает обширную переписку Романа Гуля, выдающегося писателя и мыслителя, редактора журнала с 1959 по 1986 год.
авторизуйтесь